МОУ Бетьковская средняя общеобразовательная школа

Рыбно-Слободского муниципального района РТ 

Яхина Н.И.

Яхина Нина Ивановна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

 

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока : Творчество поэта -- авангардиста
Геннадия Айги.
( Урок - портрет
).
Це л ь
: 1. дать портрет Г. Айги, человека и поэта.
2. Помочь учащимся войти в мир поэзии Айги.
3. Раскрыть взаимосвязь творчества поэта
с искусством художников начала ХХ века.
4. Воспитывать любовь к «высокой» литературе, развивать чувство прекрасного.
На г л я д н о с т ь
: портрет поэта; репродукции картин М. Шагала, К. Малевича, С. дали ; фонограмма с записями мелодий и песен ; мини книжка со стихами Г. Айги; карточки
информаторы.
Э п игр а
ф ы к ур о ку
: 1. «Благоухающими устами
поэзии навевается на души то, чего не внесешь никакими
законами и никакой властью». (Н. Гоголь).
2. «В искусстве и в жизни все возможно, если основано на
любви». (Марк Шагал).
Ход урока.
1. Звучит фонограмма с мелодией «Мельницы моего сердца». (Исп. орк. под управл. Поля Мориа).
У ч е н и
ц а читает стихотворение Г. Айги « Оггьезд
».
Забудутся ссоры,
отьезды, письма.
Мы умрем, и останется
тоска людей
по еле чувствуемому следу
какой
то волны, ушедшей
из их снов, из их слуха,
из их усталости.
По следу того,
что когда
то называлось
нами.
И зачем обижаться
на жизнь, на людей, на тебя, на себя, когда уйдем

от людей мы вместе,
одной волной,
когда не снега и не рельсы, а музыка будет мерить пространство
между нашими могилами.
У ч и т е л ь. Эти стихи принадлежат прекрасному современному российскому поэту Геннадию Николаевичу Айгн ! Творческая судьба Айги сложна и необычна. Три десятилетия он провел вне официально признанной литературной жизни, был вынужденным диссидентом. Эстетическая новизна его стихов была как красная тряпка для партократов, ведающих литературой. долгое время его поэзию обходили молчанием или же упоминали о ней в негативном контексте.
Однако за рубежом его произведения получили высокую оценку. В 1972 году Айги стал лауреатом Французской Академии за перевод на чувашский язык антологии «Поэты Франции». За пределами страны на иностранных языках вышло 14 его книг; на русском языке избранная лирика поэта отдельной книгой вышла в Париже в 1982 году.
Впервые в советской печати подборка стихов Г.Айги была опубликавана в 1989г. в ж. «дружба народов». В 1991 и 1992 годах в Москве вышли два его объемных сборни
- ка «Здесь» и «Теперь всегда снега». 1993 г. стал особенно удачным для поэта : в Европе опубликовано 11 сборников стихов, творчество его отмечено двумя международными премиями 1-я, имени Петрарки, вручена в Перудже (Италия); 2-я, «Золотой венец» объявлена в апреле того же года в Скопине (Югославия) -
вручена на международном поэтическом фестивале в Струге. Ранее этой награды были удостоены Пабло Неруда, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский. По традиции, к фестивальным дням была выпущена книга стихов обладателя «Золотого венца».
11. Знакомство с биографией поэта.
У ч е н и к. Геннадий Николаевич Айги родился в деревне Шаймурзино Батыревского района Чувашии, в семье сельского учителя. Отец его писал стихи, был первым переводчиком Пушкина на чувашский язык. После окон-

чания Батыревского педучилища Айги поступил в Литературный институт. Он вспоминает : «Я приехал в Москву из Чувашии осенью 1953 г. В моей сельской глуши очень плохо было с книгами, Я настолько все перечитал, что еще подростком стал обходить соседние деревни в поисках подобных мне «книгоглотателей». Увы , и у них я уже ничего нового не находил. В столицу я приехал, зная из русских поэтов 20-го века только Маяковского. Я любил его,  долго писал «под него», исковеркав на многие годы собственную манеру письма». Но любовь к Маяковскому Айги сохранил. Впоследствии он более 10-и лет проработал в Государственном музее В. В. Маяковского в Москве, где занимался исследованием творчества поэта. Общежития института находились в Переделкине, и в мае 1956 года Айги познакомился с Борисом Леонидовичем Пастернаком, которому в ту пору было 70 лет. «для меня,
- пишет Айги в воспоминаниях, -
Пастернак стал Старшим другом, Учителем (с большой буквы)».
Встречи и беседы с Iiастернаком о литературе и творчестве стали для молодого Айги поэтической школой. В марте 1985 года Айги исключили из Литинститута и из комсомола с формулировкой: «За написание враж’ебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма».
Летом 1985 года, оказавшись без московской прописки, без каких-либо средств к существованию, Айги уехал в Иркутск к семье профессора М. М. Лаврова (правнука издателя славянофильской «Русской мысли» В. М. Лаврова). Уезжал
в неизвестность, на неведомый срок. Перед оггьездом попрощался с Б. Л. Пастернаком, как потом оказалось, навсегда.
Осенью 1959 года Айги выехал в Чувашию, домой, к умирающей матери. Сюда, в его родную деревню, ему пришло известие о кончине Пастернака.
У ч и т е л ь. Мать Айги, малограмотная, деревенская женщина, была для него духовным другом. Она знала, что для ее сына значил Пастернак. Узнав о телеграмме, сказала : «Сынок,
ТЫ
должен поехать на похороны этого человека. Я потерплю еще, подож’у твоего возвращения». Но оказалось, что телеграмма пришла спустя три дня после похорон Пастернака. Через неделю умерла мать Айги. В деревне он жил « под официальным наблюдением, как враждебный элемент», так было заявлено на сессии местного райисполкома.
У ч и т е л ь. Сменялись у нас генсеки и персеки, после Сталина этот пост занял Хрущев, сбросили Хрущева и на его место поставили Брежнева, Брежнева сменил Андропов, после него был Черненко, а принцип
партия держит в своих руках литературу и печать, диктует свою волю и заставляет служить своим интересам-сохранялся нерушимо, потому что в стране оставался тоталитарный строй.
О свободе творчества не могло быть речи. даже при Горбачеве кандидатура на пост главы Союза писателей согласовывалась с КГБ. Поэтому большинство
талантливых писателей в те времена писали « в стол» и занимались переводами (Пастернак, А.Тарковский, А.Ахматова и др.)
«После смерти Б.ЛПастернака,
- вспоминает Айги, - в течение тяжелейшей (и все же уже выносимой) четверти века я часто задумывался: как смог выдержать Пастернак страшные полнека советской жизни ? Борис Леонидович, на мой взгляд, обладал гениальной способностью очаровываться - быть очарованным чем угодно и в любую минуту : падающим листом, встретившимся во время прогулки ребенком, хмурым дождем, любым собеседником, всем
всем: жизнью, Вселенною, собственным поэтическим миротворением».
Ч и т а е т с я стихотворение Пастернака.
‚ Во всем мне хочется дойти до самой сути
.
до 60-х гг Айги писал на родном языке, затем, по совету Пастернака перешел на русский. Одно из первых русскоязычных стихотворений называлось «Отмеченнаязима». В этом названии скрытая цитата из Пастернака, Айги знал , что среди своих близких Пастернак отзывался о нем словами : «Он
отмеченный».
Большой русский однотомник, вышедший в Париже в 1982 году тоже носит упомянутое название
(
в этом было сохранение Айги некого «завещания» Пастернака).
111. Работа с эпиграфами.

Вопрос классу : какойсмыслвамвидитсявэтих строках?
Обобщение. В жизни есть такое, что законам не подвластно
это власть совести, власть любви. Сила искусства освещает страну, уничтожает тьму, сохраняет в человеке человеческое. Любовь
источник вдохновения.
IУ.
Слобаршяя работа.
Чтение учащимися карточек
информаторов. У ч и т е л ь. С какими новыми словами и понятиями вы встретились сегодня на уроке? (Верлибр, диссидент, сюрреализм, феномен, авангардизм)
У. У ч и т е л ь
.
С первых своих шагов в поэзии Айги обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств, к его стихам надо привыкать, вживаться в них, стихи его требуют усилий воображения. Свободный стих ассоциативного типа отражает своеобразие и неповторимость поэтического мышления Айги.
Ученики читают стихи Г. Айги:
«Снег», «дом за городом», «Начало отцветания жасминов», «Прогулка с дочерью:город».
(
Перед нами живая душа, духовное родство души, идея самоценности каждой личности, самоценность жизни как таковой).
-
Айги передает в стихах настроение, атмосферу состояния.
У ч и т е л ь
.
Программное стихотворение Айги «Здесь»:
- смысл существования, самое главное не где-то там, в других мирах. Нет, все здесь, сейчас, в это самое время вечное, непреходящее сущностное здесь. И прекрасны мы здесь, и тайна, и чудо, и наша нескончаемость
все
здесь.
-
Чтобы воссоздать в стихе мысль, картину, чувство в их слитности и текучести, в их первозданной свежести, Айги использует раскованный синтаксис, напоми нающий речь удивленного чем-то, внезапно заговорившего человека, у которого слова вырываютсъi как бы стихийно:
я с тобою
будто засыпаю!

рядом
листья теребишь
и белый отблеск:
кто
то что то? -
кровь моя рябина здесь без крика: о любовь:
простота природы!
(
«Прогулка с дочерью: город»).
УI. Звучит татарская народная песня Соловей
. две ученицы читают стихи из цикла «Поклон пению
».
1. В доме у батюшки
медным огнем освещает лучина,
все равно занимаюсь : золотом
горит рукоделье!
Не надо чужого огня серебряного.
2. Встречая меня,
отец мой раскатывается,
как шелковый тюк

скатывается обратно,
меня проводив.
1. Мама, на подоле твоем
все следы
от подпрыгиваний
детских ножек моих!
дай, лицом прикоснусь.
2. Мама, начнешь подметать ты горницу, может быть, вспомнишь меня,
споткнешься,
и перед дверью заплачешь
1. Поплакала ты и притихла,
и теперь одиноко белеешь в сенях,
как шелковая нитка
в ушке игольном.
2. А богата была
девятью
походками:
чередовались
играми!

Потом
жизнь оставила
только одну!
Вопрос классу : Очемвыдумали,когдаслушали эти стихи?
Что переживали?
-
да, эти стихи затрагивают самые тонкие струны человеческой души. И еще они ошеломляют своей кажущейсъi простотой.
У ч и т е л ь
. Вы слушали стихи из книги «Поклонпению», которая имеет подзаголовок «Вариации на темы чувашских и татарских народных песен (
1988—91).
- Песня -
душа народа.
-
А что такое душа ? (Внутренний мир человека, его мысли, чувства).
Эти стихи
поэтический памятник народу, эпос, отражающий жизнь во всех ее проявлениях.
-
давайте вчитаемся в эту золотую россыпь стихов поэта Айги.
УII. Чтение и анализ
стихотворений из цикла Поклон пению.
-
Это размышления о жизни смерти, о времени, о природе искусства, о тайне его рожцения.
-
О чуде человеческого существования, о любви.
-
В стихах Айги много образов народной поэзии, метафор, сравнений.
У ч и т е л ь
.
Назовите ключевые образы в стихах?
( это мать, отец, песня, душа, отчий дом
)
У ч и т е л ь . да, мать, отчий дом
та духовная обитель, где берет силы его душа, от всего спасает родина.
Поэзия Айги тонко учит дорожить жизнью, видеть чудо в самом ее существовании.
- Но что значит дорожить жизнью? Не думать о смерти?

( Это значит уметь радоваться).
Обобщение.
Нужны ли нашему времени стихи? (
да, поэзия помогает оставаться человечным
посреди современного бесчеловеческого мира, действует на читателя благотворно и почти целительно).
УIII. У ч и т е л ь. Поэзия Айги имеет богатую культурную основу. В своем творчестве поэт обращается к образам поэтов Б.Пастернака, М.Шагала, С.дали, вступает с ними в межкультурный диалог.
У ч е н и к. Шагал Марк Захарович родился в 1887 г. около Витебска, в Лиозно, французский живописец и график. Учился в Петербурге в 1907-1909 гг., в 1910-1914 гг. жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В 1914
1922 гг. жил в России, с 1917 г руководил Школой искусства в Витебске. В 1922—23 гг. эмигрировал сначала в Берлин, затем в Париж. Ш. иллюстрировал «Мертвые души» Гоголя, Библию. Он автор ряда декоративных произведений панно для Камерного еврейского театра в Москве (
1920 г.). В 1973 г. в связи с выставкой его картин посетил СССР. Была устроена выставка его картин приобретенных меценатами до революции и хранящихся теперь в Третьяковской галерее.
демонстрация репродукций картин М.Шагала: «Над городом», «Танец», «Музыка», «Мадонна».
У ч и т е л ь : Какое впечатление произвели на вас
картины Шагала?
- да, Шагал -
великий мастер парадоксов. Его произведениям присуще алогичное (беспорядочное) расположение предметов в ирреальном пространстве, фантастичность и яркость цветового строя,
праздничество, восторженность.
Шагал писал в стиле примитивизма (это упрощенность и элементарность изображения, искусственная подделка под произведения первобытных народов и детей). Официальное искусство отвергало примитивизм, поэтому Шагал эмигрировал из СССР.
Шагал говорил, что «живопись, краски
вдохновлены любовью, поэтому, если всякая жизнь идет непре-

одолимо к своему концу, НС ДОЛЖНЫ ЛИ мы, пока ЖИВЫ, раскрашивать ее красками любви и надежды ?»
МОЖНО ПО-ЗНОМ ОТНОСИТСЯ к картинам Шагала:
кто —то отвергает его искусство, кто то считает заумным. Но одного нельзя отрицать: картины его заставляют зрителя подняться над обыденной Жизнью и взглянуть на мир по детски радостно и удивленно. даже после смерти художника о его картинах продолжают говорить и спорить.
IХ. А сейчас я познакомлю вас с серией картин испанского художника сюрреалиста Сальвадора дали.
- Что характерно для творчества С. дали?
да, его картины поражают агрессивностью,
искажением внешнего мира. Поэт Айги в стихотворении «Отъезд» , прозвучавшем в самом начале нашего урока, как бы вступает в полемический спор с С. дали по вопросы о смысле человеческого существования.

Г. Айги. «Отьезд ».
Человек в других людях и есть душа человека. И если человек отдавал себя при жизни другим людям, семье, то в других и
останется.
И это потом будет называться памятью.

С. дали. Картина
«Постоянство памяти»
С.дали с присущей ему прямолинейностью изобразил метафорический образ пустого мира, в котором осталось только текущее время в прямом значении этого слова
расплавившиеся, растекающиеся циферблаты часов.

Время, как память, только память о мире, в котором все исчезло (или умерло?)
Х.
Звучит песня в исполнении Эдит Пиаф.
Теперь мы перенесемся во Францию, с которой тесно связана творческая судьба Г.Айги, признание его
поэтического таланта.

Основой творчества Айги является родной фольклор, русская литература и традиции французской сюрреалистической поэзии (и в первую очередь Бодлера, Элюара и Рембо), которую он глубоко постиг при переводе антологии «Поэты Франции». На пересечении этих, казалось бы, столь различных поэтических традиций родился яркий
феномен, который мы называем поэзией Айги.
давайте послушаем стихи поэтов, которыми гордится Франция.
1-ая у ч е н и
ц
а. Шарль Бодлер «Альбатрос»
Временами хандра заедает матросов,
И они ради праздной забавы тогда
Ловят птиц океана, больших альбатросов,
Провожающих в бурной дороге суда.
Грубо кинут на палубу, жертва насилья,
Опозоренный царь высоты голубой,
Опустив исполинские белые крылья,
Он, как весла, их тяжко влачит за собой.
Лишь недавно прекрасный, взвивавшийся к тучам,
Стал таким он бессильным, нелепым, смешным!
Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим,
Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.
Так, поэт, ты паришь под грозой, в урагане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
Но ходить по земле среди свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе.
2—ая ученица. Артюр Рембо. «Спящий в
ложбине»
Молоденький солдат с открытым ртом, без кепи,
Всей головой ушел в зеленый звон весны.
Он крепко спит. Над ним белеет тучка в небе.
Как дожгiь, струиться свет. Черты его бледны.
Он весь продрог и спит. И кажется
спросонок
Чуть улыбается хворающий ребенок.
Природа, приголубь солдата, не буди!

Не СЛЫШИТ запахов и глаз не поднимает И в локте согнутой рукою зажимает две красные дЫРЫ меж ребер, на груди.
Комментарии учителя
Шарль Бодлер (1821
1867) оказал большое влияние на французскую и мировую литературу. Он отстаивал идею «современного искусства», т. е. преж’е всего
это современная манера чувствовать. Бодлер дал Теоретическое обоснование верлибру.
Артюр Рембо (1854
1891) -
один из зачинателей сим волизма.
ХI.
Заключите.т,ьное слово учителя.
К сожалению, узкие рамки урока не позволяют нам более полно познакомиться с творчеством Айги. Но хочется верить, что вы заинтересовались поэтом и продолжите самостоятельное знакомство с его стихами. Ведь его стихи
именно поэзия оггого, что они для души и сердца.
Верлибр
- свободный стих, строящийся на интонационно-образной основе, не связанный ни постоянной рифмой, ни определенным размером, строки различны по числу слогов, строфы
по колличеству строк. Однако верлибр делится на отдельные строки, н конце строк ощутимы паузы, строки связываются переносом, характерным для стиха, а не для прозы.
диссидент. Лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедования, вероотступник.
Сюрреализм
- одно из течений авангардизма, объявивший войну разуму, логике, всякому естественному чувству : эстетическому, нравственному.

Феномен. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком нибудь отношении.
Авангардизм
- стремление порвать с наследием прошлого, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям, отрицание культурного наследия; преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве сочетаются с разработкой некоторых новых тем и художественных приемов.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz