МОУ Бетьковская средняя общеобразовательная школа

Рыбно-Слободского муниципального района РТ 

Воспитательная работа

 

Концепция воспитательной системы Бетьковской средней общеобразовательной школы «Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания учащихся»

 

Актуальность проблемы:

          Последнее десятилетие – время демократических перемен. Не случайно в последние годы мы говорим о личностно-ориентированном подходе к воспи-танию в современной школе. Развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, рассмотрение индивида как творца самого себя, своих обстоятельств. Личностный подход становится ведущим  в воспитательном процессе нашей школы.

         При разработке основных положений системы воспитания в школе мы руководствовались принципами и генеральными ориентирами «Закона об образовании», в котором говорится: «Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах…». И самый первый из них: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине». И еще: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности; создание условий для ее самореализации».

         Вся воспитательная система школы строится на принципах, заложенных в Устав образовательного учреждения. В своей работе коллектив опирается на совокупность идей, принципов, взглядов, составляющих воспитательную систему, выраженных в следующих основных положениях:

         1.Воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности путем создания благоприятных для этого условий;

         2.Цель воспитания – сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других;

         Поставив перед собой такие цели, педагоги пришли к пониманию необходимости  применения личностно-ориентированного подхода в процессе  воспитания учащихся.  А это предполагает формирование пространства для развития и проявления индивидуальности учащихся. Внутренняя и внешняя среда учебного заведения должна превратиться в пространство для самореализации и самовыражения природных и социально приобретенных возможностей и способностей детей

 

Состояние учебно-воспитательной системы:

 

1.1   Основные сведения об образовательном учреждении, педагогах, учащихся, родителях. Бетьковская средняя школа – одна из старейших в Рыбно-Слободском районе. В 2006 году школа отметила 120-летие. Школа расположена в типовом здании, построенном в 1985 году. Материальная база включает :17 учебных кабинетов, спортзал, спортплощадку, библиотеку, столовую, интернат, учебную мастерскую, компьютерный класс, музей, методический кабинет, пришкольный участок.  Школа удостоена квалификационной  характеристики “Школа, содействующая здоровью бронзового уровня”.

В школе обучается 50 учащихся. Создано 10 класс-комплектов. Образовательный процесс обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами. В школе работают 20 педагогов, 90% учителей имеют высшее образование. 80% учителей имеют категорийные разряды. Педагоги объединены в 4 методических объединения.

    Из согласованных действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Неоднороден состав семей по социальному положению, по материальному благополучию.В школе 11 детей из многодетных семей, 4 ученика из неполных семей, 2 учеников проживают с отчимом, 2 детей воспитываются в приемных семьях.

    В коллективе школы воспитываются дети русских и татарских национальностей. Есть дети из смешанных браков. В школе учатся 54% детей, живущих в радиусе 10 км. от с. Бетьки. Для них работае пришкольный интернат.

1.2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.  Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. В школе действует МО классных руководителей, на котором пополняют научно-методический багаж педагоги. Для организации внешкольной деятельности учащихся созданы 4 кружка  по интересам  1 спортивная секция. В 9 оплачиваемых и неоплачиваемых кружках занимаются 47 учащихся школы.

    Творчество учащихся и учителей проявляются в конкурсах “Ученик года”, “Классный руководитель года”.  Классный руководитель Хабибуллина Г.А. на районном конкурсе “Классный руководитель года-2005” по зоне заняла 1-место, а по району 3-е место. Ежегодно 4 победителя конкурса “Ученик года” удостаиваются нагрудного знака Главы администрации района по 4 номинациям. Номинация “Гуманитарных и естественных наук” – премия Главы администрации,  номинация “Искусство”-премия имени Фаттрахмана Ахмадиева, номинация “Творчество”-премия имени Равиля Файзуллина, номинация “Спорт” –премия им. Бухарина. Учащиеся, занимающиеся в сортивной секции “Волейбол”,  ежегодно занимат призовые места на соревнованиях на уровне района.

    Воспитательное пространство школы включает 3 сельских дома культуры, 3 сельских библиотеки, 2 детских сада, с которыми нас связывают тесные и плодотворные отношения.

1.3.Достижения и проблемы в воспитании учащихся и жизнедеятельности образовательного учреждения. Воспитательный процесс организован в соответствии с требованиями нормативных документов и направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала обучающихся.Администрацией школы уделяется серьезное внимание созданию благоприятного морально-психологического климата.

Самое пристальное внимание уделяется вопросу сдоровьесбережению. Это профилактические медосмотры, горячие бесплатные обеды, выдача иодосодержащих препаратов,профилактические прививки, дни здоровья. Практика показала, что, зная индивидуальные особенности развития своих учеников (состояние здоровья, темперамент, характер, условия воспитания в семье), педагог может более успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Ежегодно утверждается комплексный план воспитательной работы; разработана и действует система ученического самоуправления.

В школе сложились свои традиции: праздники”День Знаний”, “Последний звонок”, встречи выпускников, предметные недели, День птиц, Новогодние праздники, День Матери, которые являются связующим звеном в системе воспитательной работы. Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, музыкальные, ситуативно-творческие, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся проявить свою индивидуальность и творческую способность. В соответствии с возрастными особенностями учащихся нами определены доминирующие виды деятельности. В школе первой ступени доминирует познавательная деятельность, учащиеся начальных классов с удовольствием познают в игре обряды, обычаи и традиции татарского и русского народа. Предлагаемый классным коллективам примерный перечень дел предоставляет ученикам возможнсть для совершения коллективного и индивидуального выбора, удовлетворения социально ценных и личностно значимых потребностей, проявления и развития своих способностей. На второй ступени обучения приоритет отдается коллективно творческой деятельности.Раньше акцент делался на сплочение общешкольного коллектива, а сейчас ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для развития индивидуальности ребенка.  

В практике школы уже есть опыт создания классной воспитательной программы – программа воспитания учащихся 5-9 классов Хабибуллиной Г.А. презентовалась на “Дне классного руководителя” в рамках  совещания   учителей и педагогов Рыбно-Слободского района в2005 году.

Органы ученического самоуправления представлены Верховным Советом, состоящим из Президента Республики Школярия, Министров и мэров городов-классов,  Кабинетом министров по направлениям – образование, культура, благоустройство, спорт.

Работа с классными руководителями проводится через такие формы, как школьное методическое объединение классных руководителей, консультации, собеседования.

Особое внимание уделяется вопросам воспитания на совещаниях при директоре, совещаниях при ЗДВР и педагогических советах.

Большое внимание уделяется работе с родителями, так как постоянное взаимодействие семьи и школы обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывая потенциальные возможности формирования личности. По данному направлению в школе используются как традиционные формы работы (родительские собрания, педагогические лектории, посещение семей) так и новые (ролевые игры, конференции).

В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения классных часов, методические запасы постоянно пополняются. Значительно активизировалась работа классных руководителей.

Все это помогает создать в школе единое воспитательное поле, единую социальную среду.

Вместе с этим в системе воспитательной работы наблюдаются следующие несоответствия:

а) между использованием личностного подхода в воспитании и отсутствием у ряда учителей опыта методически грамотной работы по изучению личности учащихся;

б) между использованием традиционных подходов к воспитанию и содержанием современных воспитательно-образовательных программ;

в) между желанием родителей видеть своего ребенка воспитанным, образованным и проявлением равнодушия к самим процессам воспитания и образования, перекладыванием родительских обязанностей на учителей;

г) между необходимостью наращивания дополнительного образования и отсутствием материальной поддержки.

Пути устранения несоответствия:

1.     Создание единой воспитательно-образовательной программы школы.

2.     Создание классных воспитательно-образовательных программ.

3.      Овладение педагогами личностно-ориентированного подхода.

4.      Повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Какие человеческие и педагогические истины проповедует классный руководитель, какие смыслы он он вкладывает в организуемую деятельность, от  этого во многом зависит, станет ли воспитательная система класса пространством самовыражения и развития учащихся или нет.

 

 

Проектируемое состояние воспитательной системы школы.

 

Характерные черты, присущие пространству для самовыражения учащихся:

-         наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата в школьном сообществе;

-         преобладание отношений доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса;

-         сформированность творческой, личностно значимой деятельности, соответствующей потребностям и интересам учащихся;

-         наличие у  учащихся широкого спектра возможностей для самоопределения во всех сферах школьной жизни;

-         существование реальной свободы выбора у детей и взрослых при участии в учебной и внеучебной деятельности.

Строя общешкольную систему воспитания необходимо предоставить возможность каждому ученику для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Для этого важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

 

Этапы создания системы

 

1-й этап – диагностическая и аналитическая работа, необходимая для определения цели и задач.

2-й этап – разработка (проектирование и моделирование) воспитательной системы.

3-й этап – отработка структуры системы и содержания деятельности коллектива.

4-й этап – становление системы.

По завершении каждого этапа проводится диагностика, после которой в случае необходимости вносятся соответствующие коррективы.

 

Задачи воспитательного процесса

      1.     Создание условий для получения качественного образования.

2.     Формирование у учащихся мировоззрения, основанного на глубоких и прочных представлениях о нравственной ответственности за свои поступки во всех сферах жизни и деятельности.

3.     Сохранение и укрепление здоровья детей.

4.     Создание условий для успешного развития творческой личности через формирование системы дополнительного образования.

5.     Создание условий для активного сотрудничества родителей и детей, укрепления связи поколений.

 

Принципы организации воспитательного процесса

 

1.     Личностный подход в воспитании: признание личности высшей социальной ценностью; осознание уникальности каждого ребенка; опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, знание закономерностей саморазвития формирующейся личности.

2.     Природосообразность воспитания, предполагающая учет половозрастных особенностей учащихся.

3.     Культуросообразность воспитания, опора на национальные традиции народа, его культуру.

4.     Социализация личности, развитие самопознания, самооценки, самовоспитания.

5.     Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между педагогами и детьми, благоприятный психологический климат в учебном заведении.

6.     Опора не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только с помощью чувств станут собственными ценностями и нормами развивающей личности.

7.     Деятельностный подход в воспитании, организации жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса.

8.     Дифференциация воспитания.

9.     Средовой подход в воспитании, включающий различные варианты взаимодействия со средой (семьей, учреждениями культуры). Совершенствование внутренней среды школы.

 

Задачи и технологии в организации жизнедеятельности детского коллектива

Формирование познавательных интересов

Задачи

1.     Формировать потребность в образовании.

2.     Способствовать интеллектуальному развитию.

3.     Создавть условия для развития познавательных интересов.

4.     Обогащать представления учащихся об окружающей действительности

Технологии

1.     Изучение индивидуальных способностей ученика.

2.     Проведение внеклассных мероприятий по предметам.

3.     Учебные конференции, конкурсы.

4.     Экскурсии в музеи, библиотеки.

5.     Совместнай работа классных руководителей с учителями-предметниками.

Воспитание гражданина-патриота

Задачи

1.     Воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать гражданскую зрелость.

2.     Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа.

3.     Воспитывать чувство любви к родному краю, школе.

Технологии

1.     Изучение государственной символики.

2.     Оформление выставочного материала в музее школы.

3.     Организация экскурсий, походов с целью изучения родного края, его истории.

4.     Изучение истории страны, края, района, села.

 

Формирование чувства коллективизма, способности к сотрудничеству

Задачи

1.     Воспитывать разумное поведение в коллективе.

2.     Координировать взаимоотношения “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-родитель”.

3.     Формировать навыки саморегуляции чувств, эмоций, переживаний.

4.     Добиваться открытости, контактности, организованности, умения эффективно взаимодействовать.

Тенологии

1.     Изучение и корректировка личностного развития учащихся, места каждого в коллектива (наблюдения, социометрия).

2.     Организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива.

 

Воспиание негативного отношения к вредным привычкам

Задачи

1.     Культивировать здоровый образ жизни.

2.     Воспитывать негативное отношение к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь, табачные изделия.

3.     Формировать навыки физической культуры и личной гигиены.

4.     Способствовать укреплению здоровья учащихся.

5.     Вооружать учащихся суммой знаний по культуре и этике взаимоотношений.

Технологии

1.     Организация мероприятий, способствующих укреплению здоровья.

2.     Привлечение специалистов.

3.     Проведение дней здорвья.

4.     Знакомство с литературой соответствующей тематики.

5.     Просвещение родителей.

6.     Обучение способам оздоровления организма через основные учебные предметы.

 

Развитие творческих способностей

Задачи

1.     Выявлять интересы каждого ребенка.

2.     Спосбствовать расширению познавательного и культурного кругозора.

3.     Организовывать коллективные творческие дела (КТД).

4.     Создавать условия для развития творческой личности.

Технологии

1.     Выявление досуговой сферы учащихся.

2.     Формирование потребностей в разумном досуге.

3.     Расширение кругозора школьников через посещение учреждений культуры.

4.     Развитие дополнительного образования в школе.

5.     Привлечение учащихся к организации общешкольных и классных мероприятий.

 

Профессиональная ориентация

Задачи

1.     Воспитывать у учащихся трудолюбие, уважение к труду взрослых, помогать осознать необходимость участия в трудовой деятельности.

2.     Формировать у учащихся представление о разных профессиях и готовить их к выбору професии.

Технологии

1.     Организация трудовых дел, ремонтных бригад.

2.     Проведение трудовых десантов.

3.     Организация встреч с людьми интересных профессий.

4.     Проведение анкетирования, тестирования с целью изучения психологических особенностей учащихся.

 

Адаптация учащихся к современным условиям жизни

Задачи

1.     Формировать у учащихся потребность в целенапрвленном самовоспитании.

2.     Способствовать осознанию учащимися собственного “я”.

3.     Способствовать осознанию своего места  в жизни.

4.     Создавать условия для активного самопознания.

5.     Формировать представления о социальном устройстве. Учить моделировать свою жизнь, решать наиболее общие жизненные проблемы.

Технологии

1.     Приобщение учащихся к системному планированию собственной работы.

2.     Изучение учащихся с помощью различных диагностик.

3.     Проведение системы классных часов, занятий на тему “Познай себя”.

 

Дифференцация  воспитания

 

Задачи

1.     Активизировать познавательную, мотивационно-потребностную сферу учащихся.

2.     Учитывать в воспитательном процессе специфические особенности детей (индивидуальные, региональные и др.)

Технологии

1.     Отбор содержания, форм и методов воспитания.

2.     Изучение и учет особенностей воспитания в семье и школьном коллективе.

 

 

Сотрудничество с родителями

Цель: способствовать сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.

Задачи

1.     Усилить ответственность семьи в воспитании детей.

2.     Выявить семьи, уклоняющиеся от воспитания детей, неблагополучные семьи.

3.     Пропагандировать в родительской аудитории психолого-педагогические знания.

4.     Вовлекать педагогов, родителей и детей в совместную деятельность.

Технологии

1.     Родительские собрания.

2.     Родительские лектории.

3.     Конференции по обмену опытом.

4.     Тематические встречи с работниками правоохранительных органов, органов здравоохранения, прокуратуры.

5.     Индивидуальные и групповые консультации.

6.     Посещение семей.

7.     День открытых дверей.

 

Развитие уровня классного руководителя

     Задачи

1.     Повышать теоретический, научно-методический уровень подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.

2.     Обеспечивать выполнение единых подходов к воспитанию и социализации учащихся.

3.     Вооружать классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

4.     Обеспечивать изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта классных руководителей.

5.     Обеспечивать координацию планирования, организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов.

6.     Содействовать становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.

Технологии

1.     Заседания школьного методического объединения классных руководителей.

2.     Обмен опытом по вопросам воспитания.

3.     Собеседования с классными руководителями.

4.     Проведение открытых классных мероприятий.

5.     Консультации по отдельным вопросам воспитания.

     

Ожидаемые  результаты

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Это гуманная личность, которую характеризуют:

-         уважение прав, свобод и достойнств других людей;

-         интерес к дюдям, общительность;

-         терпимость, умение ужиться с другими;

-         уважительное отношение молодого человека к девушке, женщине;

-         сфомированная потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого;

-         владение коммуникативными способностями.

Это творческая личность, которой присущи:

-         стремление к развитию индивидуальных способностей;

-         постоянному обогащению внутреннего мира;

-         готовность к самосовершенствованию.

Это здоровый человек:

-         физически развитый;

-         не имеющий вредных привычек;

-         владеющий приемами и способами оздоровления своего организма;

-          имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни.

Это ответственная личность:

-         обладающая пониманием смысла жизни, идеала, счастья;

-         владеющая средним образованием;

-         имеющая подготовку и способность к дальнейшему самообразованию;

-         добросовестная, порядочная;

-         способная на бескорыстную заботу о других;

-         имеющая четкие жизненные планы;

-         осознанно относящаяся к браку как важнейшему жизненному выбору, включая понимание своей ответственности за воспитание будущих детей.

МОДЕЛЬ КЛАССНОГО И ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Эстетическая культура школы и класса, предполагающая их красоту, современный дизайн, тепло, уют, удобство, соблюдение санитарных и гигиенических норм.

Взаимоотношения в коллективе, основанные на

-         уважение прав и достойнств всех членов коллектива;

-         защащенности;

-         жизнерадостности, оптимизма;

-         искренности и доверии в общении;

-         комфотности.

Сплоченность, организованность коллектива,  которые обеспечивают:

-         демократически сформирванные органы самоуправления;

-         наличие у всех права и возможности учавствовать в управлении классом и школой;наличие таких дел, мероприятий, участие в которых обязательно для всех учашихся класса, школы;

-         тесная связь с родителями как помощниками и консультантами.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz