| ||||||||||
|
| |||||||||
Касимова С.Г.Касимова Светлана Гильмановна - заместитель директора по воспитательной работе высшей квалификационной категории,Дипломант Всероссийского конкурса материалов по воспитательной работе, Лауреат Республиканского смотр-конкурса творческих лабораторий ЗДВР, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, ветеран труда.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 (татарском) КЛАССЕ.
ТЕМА. Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик- (-щик-) ЦЕЛИ: 1. Используя индуктивный способ, выработать навыки осознанного применения суффикса –чик- (-щик-) в существительных со значением лица. 2. Расширение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков. 3. Профориентационная работа на основе названий профессий.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:Мир профессий. Эпиграф к уроку ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ – ВЫБИРАЙ НА ВКУС. В.В.Маяковский Урок с использованием ИКТ ХОД УРОКА. 1. Рапорт дежурного. 2. Эмоциональная зарядка Давайте будем Дружить друг с другом, Как птицы – с небом, Как травы – с лугом, Как ветер – с морем, Поля – с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами!.. ( И. Мазнин) 3.–Дружить с кем? При выполнении домашнего задания (упр. 193) вы заменили данные словосочетания соотносительными существительными мужского и женского рода. Этими существительными вы и ответите на вопрос, поставив их в каком падеже? - Все эти существительные обозначают лицо. - Можно ли определить род по этим суффиксам? 4.- А как быть со словом ВРАЧ, который не имеет парного образования женского рода? - Да, правильно, постановкой глагола – сказуемого в женском роде или имени, отчества: К больному пришел врач Иван Иванович (пришла врач Мария Ивановна). - К таким существительным относятся ВОДИТЕЛЬ, КОСМОНАВТ, МИЛИЦИОНЕР, ЗООТЕХНИК, ЧЕМПИОН. - Обратимся к упр. 194 учебника (устно) КОЧЕГАР, ШТУКАТУР, ПИЛОТ. - Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о профессиях, не так далек тот день, когда и вам необходимо будет выбирать профессию. Как написал В.В.Маяковский: Все работы хороши – выбирай на вкус. 5. –Прежде чем перейти к упр.196 вспомним скороговорку: ЧЕТЫРЕ ЧЕРНЕНЬКИХ ЧУМАЗЕНЬКИХ ЧЕРТЕНКА ЧЕРТИЛИ ЧЕРНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ ЧЕРТЕЖ. 6. –Тема сегодняшнего урока (читаем вместе) На доске слова, трудные для понимания учащимся-татарам, ознакомимся с ними. 7. – Читаем текст упр. 196. - Различаются ли звуки Ч и Щ по произношению в данных словах? - Какой суффикс в первом столбике (во втором)? - Обратите внимание на выделенные буквы. 8. – Прочитайте слова, написанные на доске. РАЗВЕДЧИК ЧАСОВЩИК ПЕРЕПИСЧИК ДРЕССИРОВЩИК ДОБЫТЧИК КУРИЛЬЩИК РАССКАЗЧИК ФЕХТОВАЛЬЩИК ПЕРЕБЕЖЧИК ПРОГУЛЬЩИК - Прочитайте слова. Есть ли среди них непонятные для вас? А вы хотели бы, чтобы вас называли этими словами? Какими не хотели бы (т.е. слова с отрицательным значением)? - Обратите внимание на выделенные буквы. Посмотрите на учебник - упр. 196. Нет ли здесь закономерности? Сформулируйте правило. - РЕЧЬ ИДЕТ О ПРАВОПИСАНИИ СОГЛАСНЫХ В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ СУФФИКСЕ, А НЕ О ДВУХ: ЭТО ВАРИАНТЫ ОДНОГО СУФФИКСА! 9. Работа в тетрадях. Упр. 197.- рассуждение по образцу(осознанное применение правила) - Обратите внимание, буква Ь пишется перед суффиксом ЩИК только после Л - ПИЛЬЩИК, СТЕКОЛЬЩИК. 10. Письменная работа упр. 198 11. ФИЗКУЛЬМИНУТКА. - Раз мы говорим сегодня о профессиях, давайте покажем КТО ЧТО ДЕЛАЕТ: обходчик (шагаем),барабанщик (стучим), пильщик (пилим), летчик (летаем), гладильщик (гладим), скирдовальщик (кидаем солому), строгальщик (строгаем), болельщик (болеем за нашу команду, прыгаем и кричим «ГОЛ!), фехтовальщик (бьемся на шпагах – линейках), регулировщик (регулируем уличное движение). Спасибо, садитесь. 12. – О чем мы сегодня на уроке узнали? - Мне кажется, у вас появился вопрос: почему же в словах БАРАБАНЩИК-БАРАБАНЧИК пишется разные суффиксы. Кто догадается? - Правильно, суффикс –щик- образует существительные со значением лица, а суффикс –чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение и этому правилу не подчиняется. 13. Послушайте грамматическую сказку. - Кто сможет сочинить сказку по сегодняшней теме экспромтом, т. е. без подготовки. 14. Работа на компьютере ( Обучающая программа-тренажер по русскому языку, 6 класс, тема «Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик- (-щик-), 1-2 вариант). Параллельно другие работают с карточкой. _ Проверяем карточки, назовите номера , в которых вы написали суффикс –чик- ( 3.6.9.10.12.18.24) 15. Вы назвали много профессий, узнали новые. Давайте выберем среди них строительные профессии и построим дом (раздаются макеты дома). Читаем стихотворение из упр. 199 16. Задание на дом (на выбор): а) выписать существительные по образцу-упр.199 б) написать минисочинение « Какая профессия мне нравится и почему» в) Изменить объявление, чтобы существительные со значением лица были употреблены в форме И.п. мн.ч. 16. Обобщение. - Какое правило вы сегодня узнали? - Какие новые слова запомнили?( Оценки по итогам работы на компьютере и карточек) - Через 5 лет вам надо будет выбрать себе профессию. Вы можете выбрать любую (обращаемся к эпиграфу урока) - Какие профессии нужны на селе? - Хочу познакомить вас со статьей из вчерашней районной газеты «Сельские горизонты» ( беседа по содержанию статьи).
17. – Урок окончен. Спасибо! | ||||||||||
| ||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |