МОУ Бетьковская средняя общеобразовательная школа

Рыбно-Слободского муниципального района РТ 

Касимова С.Г.

  Касимова Светлана Гильмановна -  заместитель директора по воспитательной работе высшей квалификационной категории,Дипломант Всероссийского конкурса материалов по воспитательной  работе, Лауреат Республиканского смотр-конкурса творческих лабораторий ЗДВР, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, ветеран труда.

 

   
     

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 (татарском) КЛАССЕ.

 

ТЕМА. Буквы Ч и Щ в суффиксе  –чик- (-щик-)

ЦЕЛИ: 1. Используя индуктивный  способ, выработать навыки осознанного применения суффикса –чик- (-щик-) в существительных со значением лица.

2. Расширение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.

3. Профориентационная работа на основе названий профессий.

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:Мир профессий.   

 Эпиграф к уроку ВСЕ РАБОТЫ  ХОРОШИ – ВЫБИРАЙ НА ВКУС.

                                                                                           В.В.Маяковский 

Урок с использованием ИКТ                                               

ХОД УРОКА.

     1. Рапорт дежурного.

    2. Эмоциональная зарядка

                                       Давайте будем

                                       Дружить друг с другом,

                                       Как птицы – с небом,

                                       Как травы – с лугом,

                                       Как ветер – с морем,

                                       Поля – с дождями,

                                       Как дружит солнце

                                       Со всеми нами!..

                                                                                 ( И. Мазнин)

    3.–Дружить с кем?

    При выполнении домашнего задания (упр. 193) вы заменили      данные словосочетания соотносительными существительными мужского и женского рода. Этими существительными вы и  ответите на вопрос, поставив их в каком падеже?

- Все эти существительные обозначают лицо.

- Можно ли определить род по этим суффиксам?

4.- А как быть со словом ВРАЧ, который не имеет парного образования женского рода?

- Да, правильно, постановкой глагола – сказуемого в женском роде или имени, отчества:

К больному пришел врач Иван Иванович (пришла врач Мария Ивановна).

- К таким существительным относятся ВОДИТЕЛЬ, КОСМОНАВТ, МИЛИЦИОНЕР, ЗООТЕХНИК, ЧЕМПИОН.

- Обратимся к упр. 194 учебника (устно)

КОЧЕГАР, ШТУКАТУР, ПИЛОТ.

- Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о профессиях, не так далек тот день, когда и вам необходимо будет выбирать профессию. Как написал В.В.Маяковский:

                         Все работы хороши – выбирай на вкус.

5. –Прежде чем перейти к упр.196 вспомним скороговорку: ЧЕТЫРЕ ЧЕРНЕНЬКИХ ЧУМАЗЕНЬКИХ ЧЕРТЕНКА ЧЕРТИЛИ ЧЕРНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ ЧЕРТЕЖ.

6. –Тема сегодняшнего урока (читаем вместе)

На доске слова, трудные для понимания учащимся-татарам, ознакомимся с ними.

7. – Читаем текст упр. 196.

    - Различаются ли звуки Ч  и  Щ по произношению в данных словах?

    - Какой суффикс в первом столбике (во втором)?

    - Обратите внимание на выделенные буквы.

8. – Прочитайте слова, написанные на доске.

РАЗВЕДЧИК                           ЧАСОВЩИК

ПЕРЕПИСЧИК                        ДРЕССИРОВЩИК

ДОБЫТЧИК                            КУРИЛЬЩИК

РАССКАЗЧИК                        ФЕХТОВАЛЬЩИК

ПЕРЕБЕЖЧИК                         ПРОГУЛЬЩИК

- Прочитайте слова. Есть ли среди них непонятные для вас?

А  вы  хотели бы, чтобы вас называли этими словами? Какими не хотели бы (т.е. слова с отрицательным значением)?

- Обратите внимание на выделенные буквы. Посмотрите на учебник - упр. 196. Нет ли здесь закономерности? Сформулируйте правило.

- РЕЧЬ ИДЕТ О ПРАВОПИСАНИИ СОГЛАСНЫХ В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ СУФФИКСЕ, А НЕ О ДВУХ: ЭТО ВАРИАНТЫ ОДНОГО СУФФИКСА!

9. Работа в тетрадях. Упр. 197.- рассуждение по образцу(осознанное применение правила)

- Обратите внимание, буква Ь пишется перед суффиксом ЩИК только после Л  - ПИЛЬЩИК, СТЕКОЛЬЩИК.

10. Письменная работа упр. 198

11. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

 - Раз мы говорим сегодня о профессиях, давайте покажем КТО ЧТО ДЕЛАЕТ: обходчик (шагаем),барабанщик (стучим), пильщик (пилим), летчик (летаем), гладильщик (гладим), скирдовальщик (кидаем солому), строгальщик (строгаем), болельщик (болеем за нашу команду, прыгаем и кричим «ГОЛ!), фехтовальщик (бьемся на шпагах – линейках), регулировщик (регулируем уличное движение). Спасибо, садитесь.

12. – О чем мы сегодня на уроке узнали?

   - Мне кажется, у вас появился вопрос: почему же в словах БАРАБАНЩИК-БАРАБАНЧИК пишется разные суффиксы. Кто догадается?

 - Правильно, суффикс –щик- образует существительные со значением лица, а суффикс –чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение и этому правилу не подчиняется.

13. Послушайте грамматическую сказку.

   - Кто сможет сочинить сказку по сегодняшней теме экспромтом, т. е. без подготовки.

14. Работа на компьютере ( Обучающая программа-тренажер по русскому языку, 6 класс, тема «Буквы Ч и Щ в суффиксе  –чик- (-щик-), 1-2 вариант). Параллельно другие работают с карточкой.

_ Проверяем  карточки, назовите номера , в которых вы написали суффикс –чик- ( 3.6.9.10.12.18.24)

15. Вы назвали много профессий, узнали новые. Давайте выберем среди них строительные профессии и построим дом (раздаются макеты дома). Читаем стихотворение из упр. 199

16. Задание на дом (на выбор):

а) выписать существительные по образцу-упр.199

б) написать минисочинение « Какая профессия мне нравится и почему»

в) Изменить объявление, чтобы существительные со значением лица были употреблены в форме И.п. мн.ч.

16. Обобщение.

- Какое правило вы сегодня узнали?

- Какие новые слова запомнили?( Оценки по итогам работы на компьютере и карточек)

- Через 5 лет вам надо будет выбрать себе профессию. Вы можете выбрать любую (обращаемся к эпиграфу урока)

- Какие профессии нужны на селе?

- Хочу познакомить вас со статьей из вчерашней районной газеты «Сельские горизонты» ( беседа по содержанию статьи).

17. – Урок окончен. Спасибо!

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz